Реле контроля фаз — плюсы и минусы использования устройств, как подключить и обнаружить фазовый сбой, реверс или дисбаланс

Многие технических приборы не застрахованы от влияния природных факторов или неполадок, вызывающих перегрев. Этому способствует избыточное потребление электрического тока, свойственное для автомобильных (мотоциклетных) двигателей. Результатом становится разрушение изоляционного слоя, ускоряющее выход агрегата из строя.

Решать подобную проблему призваны устройства, называемые «тепловые реле». Даже они не способны защищать сложные системы от воздействия высоких температур — системы рекомендуется оснащать реле контроля фаз. Особенности и инструкция по подключению приведены ниже.

Что такое реле контроля фаз?

Устройство не только производит необходимую защиту от коротких замыканий или перегрева. Некоторые образцы позволяют перегружать фазные контакты в разумных пределах; таким образом производится эффективная работа агрегатов.

Внутри приборов встраиваются средства, позволяющие отслеживать состояния фаз. Их эксплуатация оборачивается следующими достоинствами:

  • Повышенный срок работы двигателя.
  • Сокращение материальных затрат, используемых для ремонта (замены) агрегата.
  • Сокращение времени на простой, вызываемый неполадками.
  • Снижение вероятности получить удар током.

Обмотки мотора также предохраняются от воспламенения и коротких замыканий.

Где применяют реле контроля фаз

Классификация выделяет два распространённых типа таких приборов — для измерения тока и напряжения. Их следует использовать вкупе с системами, снабжёнными тремя фазами.

Плюсы использования устройств

Токовые агрегаты смотрятся наиболее выигрышно по сравнению с «коллегами», измеряющими напряжение. Особенности электрической движущей силы для них не особо важны (таковая всегда вносит свою лепту в перегрузки мотора).

Ещё одним заметным достоинством выступает точное определение ситуаций, когда двигатель не работает должным образом. Необходимый контроль проводится в точке ответвления узлов или с позиции установки реле.

Что касается приборов по напряжению, то те способны замечать некорректное «поведение» мотора исключительно со стороны линии подключения агрегата.

Разумеется, второй вариант из вышеуказанных также имеет характерные «плюсы». Например, они работают даже при отключенном от питания двигателе. Токовые «коллеги», однако, нормально работают при условии функционирующего мотора. «Напряжённые» вариации защищают систему даже перед стартом.

Вторая категория дешевле, чем первая; эти приборы устанавливаются с меньшими усилиями. Ей не требуются лишние трансформаторы тока. Она работает вне зависимости от нагрузок, испытываемых системой.

Обнаружение фазового сбоя

Подобная неисправность наблюдается, когда предохранитель распределения электричества терпит значительные повреждения. Другими «вредителями» выступают отказ соответствующего оборудования или обрыв ЛЭП.

Вопреки своему названию, трёхфазный двигатель на самом деле функционирует на одной из этих точек. Остальные две служат источниками получения тока. Запуск единственной фазы не приносит результатов, так как в дело вступает блокировка ротора.

Чрезмерные перегревы не исключаются в случаях продолжительного воздействия перегрузок — важно устанавливать тепловое реле. В противном случае возникают сбои, вызванные повреждениями обмотки агрегата.

Что касается трёхфазного «коллеги», то его защита осложняется из-за регенерированного напряжения (величины, являющейся обратной ЭДС). Таковое появляется на оборванных участках; по физическим характеристикам оно равно подводимой характеристике.

Вторая категория реле не даёт должной степени защиты от возможного отказа фазы. Эту задачу призваны решать приборы, способные обнаруживать смещения нужного угла (стандартная величина — 120 градусов, а любые погрешности вызываются сбоями).

Выявление фазового реверса

Эта проблема происходит в следующих случаях:

  • Техническое обслуживание моторных систем.
  • Модификации, вносимые внутри распределительного агрегата.
  • Смена фазовой последовательности после возвращения к нужному уровню мощности.

Выявить неполадку — один из важных приоритетов. Реверс способен выводить из строя механизмы, а также навредить самим электрикам. Возможные «перестановки» исключаются для большинства типов оборудования, отвечающих за транспортировку людей (лифты, эскалаторы, и так далее).

Обнаружение нарушенного баланса напряжения

Частым источником этой неполадки считаются различающиеся показатели этой характеристики. Свою лепту вносит и функционал однофазных систем, претерпевающих проблемы с распределением энергии.

Оба исхода нежелательны ввиду образования дисбаланса тока, вызывающего скорый выход из строя для двигателя. «Неправильное» напряжение затрагивает обмотку в зоне статора; в математическом плане оно во много раз превышает величину между фазами. Отсюда возникают огромные температуры, вызывающие воспламенение изоляции.

Для предотвращения такой проблемы следует устанавливать реле для большинства типов электрического оборудования (трансформаторы, генераторы, и так далее).

Как подключить реле контроля фаз

Богатый ассортимент таких устройств имеет общую характеристику — единую конструкцию корпуса.

Конструктивные элементы

Первым узлом являются клеммы, которые обычно выводятся за корпус. Благодаря такому решению монтаж оборудования упрощается.

Прибор организован для инсталляции на рейки формата DIN, а также на любую ровную поверхность. К нему прилагается зажим, способный крепить жилы из алюминия (среднее значение сечения — 2,5 квадратных миллиметра).

На панели отводится место под регуляторы настройки, снабжённые световыми индикаторами. Благодаря их состоянию определяется характер питающего напряжения вместе с состоянием механизма исполнения.

Фазы маркируются обозначениями L1, L2 и L3 — соответствующие клеммы реле подключаются к ним. «Нулевой» провод в большинстве случаев не обязателен.

Что касается цепей управления, то к ним проводится подключение не менее 6 клемм. Одна пара контактов отвечает за магнитный пускатель, вторая — за управление электрическим агрегатом.

Системы удобно подключать к рабочим узлам; отличающиеся модели реле могут различаться по способу соединения. Разобраться с ключевыми моментами инсталляции помогут инструкции.

Настройка реле контроля фаз

Агрегаты не имеют единого стандарта, когда дело доходит до настройки и регулировки. Отдельным моделям «хватает» одного или двух параметров, выводимых на экран. Более дорогие «инструменты» позволяют проводить расширенную конфигурацию.

Среди «премиальных» приборов выделяются micro-переключатели блоков; обычно таковые находятся на плате устройства. Достаточно произвести регулировку одного или нескольких узлов, чтобы получить нужные параметры.

Настройка сводится к определению и удержанию показателей защиты. Например, за стандартную меру чувствительности разницы напряжений принимаются 0,5 вольта.

Если дело касается слежения за линией питания, то значение меняется на пороговое число, стоящее между рабочим и аварийным сигналом. Погрешности приближают к номиналу.

Маркировка устройства контроля фаз

Распространённые агрегаты имеют интуитивно понятные обозначения. Нужные параметры находятся в лицевой (боковой) части корпуса; если таковых нет на самом приборе, то нужные символы найдутся внутри паспорта.

Расшифровка импортного оборудования на примере РАНА В400 А А 3 С такова:

  1. «РАНА» — наименование серии.
  2. «В400» — показатель стандартного напряжения (в данном случае 400 вольт).
  3. Первая буква «А» — допускается возможность регулировки.
  4. Вторая буква «А» — корпус монтируется на рейку типа DIN или внутрь разъёма.
  5. Цифра «3» — габаритный размер корпуса (35 миллиметров).
  6. Буква «С» — окончание маркировки.

Разумеется, у зарубежных и отечественных производителей нет единых стандартов касательно маркировки изделий. Единственным «помощником» выступает грамотно организованная справочная информация, находящаяся внутри инструкций или специфических платформ Интернета.

Вывод

Реле контроля характеристик — это важные узлы, защищающие электрические двигатели от серьёзных неполадок. Их наличие предотвращает короткие замыкания и воспламенения изоляционной обмотки. Среди дополнительных параметров подмечаются обнаружение фазового реверса, а также соответствующих сбоев.

Приборы устроены таким образом, чтобы их подключение не занимало серьёзных усилий. Расшифровка символов маркировки во многих случаях проста и понятна.

Фото реле контроля фаз