Ремонт электродвигателей своими руками: обслуживание двигателя в домашних условиях (инструкция, как выполнить перемотку)
Электродвигатель используется для разных целей, как в производстве, так и в бытовой сфере. Они выполняют важные задачи и существенно облегчают жизнь людей.
Двигатели находятся в различной бытовой технике и электромобилях, обеспечивая нормальную работу устройства. К сожалению, любая техника может подвергнуться поломке, поэтому иногда электродвигатели приходится чинить и ремонтировать.
Основные причины поломок
Наиболее частыми причинами поломок электродвигателей является неправильная эксплуатация и старение деталей. Неисправности электродвигателя делятся на два типа: механические и электрические.
Существует список наиболее частых поломок, которые случаются с электрическими двигателями в разных бытовых приборах и технике.
- Неисправный вентилятор. Двигатель испытывает приемлемую нагрузку, но статор перегревается.
- Ротор задевается об статор. При этом случае сильно перегревается сталь.
- Нарушение нормальной вентиляции электродвигателя. Происходит перегревание обмотки статора.
- Интенсивная пульсация тока в статоре.
- Плохой контакт в роторной цепи.
- Перегрев предохранителя, электродвигатель не запускается.
- Обрыв обмотки статора.
- Сильный нагрев щёток и коллектора, искрение.
- Разрушение дорожек качения. Слышен посторонний шум в подшипниках.
Усиление вибрации. Может произойти из-за того, что разбалансированы ротор и муфты.
Неисправности электрической и механической частей
Чаще всего происходят короткие замыкания в обмотке, обрывы обмотки или наружной цепи.
- Электродвигатель не запускается.
- Обмотки сильно перегреваются.
- Скорость вращения не нормальная.
- Лишний шум – стук или гудение.
- Неравный ток в отдельных фазах.
Прежде чем осуществить ремонт электродвигателя своими руками, необходимо разобраться в причине поломки.
Что касается механики, то здесь чаще всего происходят поломки в работе подшипников, они могут перегреваться и из них может вытекать масло. Также к механическим повреждениям относится повреждение корпуса, обрыв крыльчатки, зацепление ротора за статор, проворачивание ротора на валу.
Аварийные ситуации
Есть неисправности, которые не связаны с двигателем, но влияющие на его работу.
К списку аварийных ситуаций относятся следующие пункты.
- Вал подвергается излишней нагрузке, в таком случае клинит привод и механизмы;
- Перекос напряжения питания происходит из-за проблем сети и внутренних проблем привода;
- Может пропадать фаза;
- Трудности с охлаждением, происходит из-за неисправной крыльчатки, остановки вентилятора или повышения температуры в помещении;
Эти повреждения вызываются механической перегрузкой или повышением тока.
Ремонт электродвигателя
Капитальный ремонт электродвигателя является сложным процессом, но небольшую поломку в случае её обнаружения можно устранить самостоятельно.
Наиболее частые поломки обнаружить не сложно, главное знать, как убрать то или иное повреждение.
- Если электродвигатель не запускается, можно заменить предохранитель или выключатель, чаще всего именно они подвергаются поломкам.
- Если происходит пульсация тока в статоре, необходимо перепаять пайки обмотки.
- При перегреве статора необходимо снять защитный кожух с вентилятора и починить его. Иногда требуется удалить ненужные элементы и заусенцы на статоре, которые прикасаются к ротору, возникает трение и перегрев.
- Когда возникает неисправность ротора, выполняется пайка обмотки, иногда требуется заменить вкладыши или отрегулировать щиты подшипников.
- При нагревании щёток необходимо точно выставить щётки и их держатели.
- При сильной вибрации выполняется балансировка ротора, полумуфты и шкивы. Также необходимо отцентрировать электродвигатель.
Если в подшипниках возникает стук, их нужно просто заменить на новые.
Это самые популярные виды ремонтных работ электродвигателя, которые можно осуществить самостоятельно. Только определив точную причину, можно снова вернуть электродвигатель в строй, осуществив грамотный ремонт детали.
Варианты защиты электродвигателя
Существуют различные устройства, которые являются дополнительной защитой для двигателя и минимизируют повреждения.
- Тепловые реле и мотор-автоматы. Они надёжно защищают электрический двигатель от поломок вследствие превышения тока.
- Электронные реле. Представляет собой микропроцессор, анализирующий значение напряжения тока.
- Термореле и термисторы. Помогают избежать поломки, когда не сработала тепловая защита при перегреве.
- Преобразователь частоты. Несёт в себе несколько функций, связанных с защитой при перегрузке.
Диагностика
Чтобы понять, как отремонтировать асинхронный электродвигатель, необходимо провести предварительную диагностику.
Диагностика причин неисправностей является залогом успешного ремонта.
Если поломка произошла не вследствие аварийной ситуации, тогда выполняются следующие действия:
- Визуальный осмотр электродвигателя;
- Замеры зазоров в подшипниках;
- Измерение базовых параметров электроустановки;
- Проверка целостности щёточного узла;
- Выявление перегрев и зон интенсивного нагрева.
Полезные советы по эксплуатации электродвигателя
- Техническое обслуживание, контроль работы и своевременное выявление неисправностей.
- Проверка температуры нагрева.
- Если электродвигатель не работал более 20 суток, нужно проверить наличие масла в подшипниках и состояние приводимого механизма.
- Важно обращать внимание на величину напряжения в электрической сети. Напряжение должно быть не менее 80% от номинального напряжения.
- Смазка в подшипниках должна быть набита неплотно, иначе это может вызвать перегрев.
- Важно уделять внимание изоляции обмоток, их повреждение может привести к выходу двигателя из строя.
- Перед установкой электрического двигателя необходимо проверить отсутствие замыкания обмоток между собой.
- Коллекторы постоянного тока должны быть чистыми, также, как щётки и контактные кольца.