Нулевая шина (70 фото): для чего нужна, какие виды бывают, какого производителя шин для нулевого провода на DIN-рейку выбрать?

На данный момент на рынке представлено множество производителей электрических элементов. Каждый из них стремится выделиться неповторимыми конструктивными особенностями, внося изменения, положительно влияющие на функционирование.

Но, несмотря на это, для изготовления нулевой шины выставлен ряд требования, которые необходимо соблюдать.

Характеристики нулевой шины

Самая важная характеристика, которая указана на данном электротехническом изделии — это поддерживаемое сечение кабеля, который можно к шине подключать. Это требование можно объяснить тем, что в щиток в некоторых случаях могут одновременно заходить 40-50 кабелей.

Например, имеем шины с указанными параметрами 3х40. Получается, что подключая к данной шине провода сечением 3 мм их количество не должно превышать 40 штук.

Какими бывают нулевые шины

Данная шина — это соединитель усиленного типа, сделанный из металла с хорошим показателем проводимости, который винтовыми контактами соединяет нулевые контакты. Ее устанавливают внутрь щита в недоступное для контакта место. Если закрытый щиток блокирует доступ ко всем контактам, то можно использовать рейку открытого типа.

Монтаж такой колодки производится на корпус через диэлектрические простаки или используя специальный переходник на дин-рейку вместе с автоматами.

Например, установка возле диф-автомата позволит произвести аккуратный монтаж всех контактов. Не стоит экономить время, используя зажимные клеммы, так как они не настолько надежны как винтовое соединение.

Назначение нулевой шины

Использование в щитке нулевой шины направленно способствовать решению целого ряда задач. Самая главная — это возможность подключить к нулевому вводному проводнику любое количество проводов. Также, можно задействовать нулевую шину для коммутации к ней проводников с заземлением.

Такое устройство электрического щитка способно значительно увеличить эффективность работы защитных автоматов и сделать качественное соединение вводных кабелей и проводников с нагрузкой.

Главное, в процессе монтажа правильно разделить проводники всех типов.

Правила установка

Нулевая шина коммутируется в щит или на дин-рейку как открытым, так и закрытым вариантом. Шкаф недоступный для посторонних лиц может содержать шину открытого типа.

Для остальных вариантов или в случае подключения очень важного оборудования, например, розетки для важного дорогого оборудования лучше пользоваться закрытым вариантом.

Процесс установки шины на дин-рейку достаточно прост и не нуждается в дополнительном описании. В интернете можно найти массу разных источников, где есть описание процесса.

 

Как подключить несколько автоматов

В зависимости от имеющейся сети, выбирают схему. Проще всего, сразу после счетчика подключить УЗО, но в таком случае защита будет срабатывать на все потребители. Использование нескольких УЗО для разных линий более рационально, но потребует большего щитка.

Типичная схема однофазной сети с заземлением выглядит так:

  • Двухполюсный рубильник подает напряжение на УЗО.
  • Выходящий ноль идет на шину, а фазный контакт подключается к нескольким автоматам.
  • Схема дает возможность подключить несколько параллельных нагрузок.
  • Каждое УЗО соединяется с потребителями через отдельную нулевую планку.

Схема подключения сети 380 В проходит аналогично, только трехфазное УЗО имеет 8 контактов и дает возможность подключения приборов к напряжению 380 В. Соединять ноль и землю в такой схеме нельзя.

Особенности установки нулевой шины

Для подключения клеммной колодки нужно следовать инструкции:

  • Щит обесточивают, выкрутив пробку или отключив автомат.
  • Выбирается наиболее подходящее место в щитке для установки колодки.
  • Установив шину, нужно проверить прочность крепления.
  • Затем поочередно подключают все необходимые проводники нулевого значения.
  • Затем подающий ноль также прикручивают к шине.
  • После этого окончательно проверяют затяжку болтов и подключают электричество.

Правила установки

Устанавливая шину закрытым способом первым делом вы защищаете важное электрическое оборудование от нежелательного проникновения посторонних лиц, которые своими действиями могут повредить важные элементы.

При использовании нулевой колодки, которая фиксируется в щитке на дин-рейке и коммутирует контакты с помощью винтовых соединений, возможность ее заземления не предусмотрена.

Каждый из проводников, как нулевой, так и фазный должны иметь одинаковое сечение по всей длине провода. Шина имеет такие же требования, поэтому действительным считается то сечение, которое является наименьшим на данном участке электромагистрали.

В случае объединенного варианта нулевого и заземляющего проводников для конечных приборов шины должны иметь разделение.

Характеристики нулевых шин

Разные шины могут использоваться такими способами:

  • К шине открытого типа имеющей стороны 6*9 или 8*12 проводники могут крепиться как по центру, так и по краям конструкции.
  • К шине закрытого типа со сторонами 6*9 или 8*12 проводники крепятся через отверстия сбоку или сверху. Для монтажа на щит предусмотрены полимерные “лапки”.
  • HCD — шина, размерами 6*9 или 8*12 может крепиться как на дин-рейку, так и на корпус.
  • Шина, имеющая изолятор CD, с размерами клемм 6*9, устанавливается в центре дин-рейки.
  • Кросс-модуль также является нулевым коммутатором, которая крепится на корпус или на дин-рейку щитка. Такой модуль имеет отверстия для контактов разного сечения.

Почему применяются разные системы заземления

Как правило, причин для такого решения две:

  • Если от производящего электроэнергию оборудования в ваш щиток заходят три проводника однофазной сети, то разделение заземления и нуля сделано сразу на уровне подстанции. В таком виде они доходят до щитка и дальше их соединять нельзя. Это делается для сохранения одного из проводников в случае повреждения второго по пути от трансформатора до щитка.
  • В том случае, если в щитке нет отдельного кабеля с «землей», а есть только «ноль». В таком щитке соединение нулевого и заземляющего контактов запрещено, привычная схема “зануления” использоваться здесь не должна.

Конструктивные особенности

Шина для коммутации нулевых контактов — это жила из токопроводящего материала и пластиковое основание, для установки в дин-рейку. В жиле сделано некоторое количество отверстий с винтами, в которых фиксируются проводники.

Качественное соединение обеспечивается правильно подобранным размером жилы и количеством необходимых для всех проводников отверстий.

В пластиковый щиток можно устанавливать шину любого типа, главное, при использовании дифференциальных автоматов произвести правильное подключение. Для металлического щита понадобится изолированная от корпуса шина.

Для чего нужна нулевая шина

Проводники с фазой и нулем от щитка распределяются к каждому потребителю. Проводник с фазой, при этом, в промежутке проходит через защитный автомат, проводник с нулем подключается напрямую, поэтому в щитке используется именно нулевая шина. А также:

  • Все подключенные линий находятся на виду.
  • Ноль не нуждается в защитных автоматах.
  • Система правильно разведена и неразрывна до потребителя.
  • Удобство при использовании УЗО и других сложных автоматов.

Фото нулевой шины